коллекция

ракурс

скрижаль

подшивка

клипы военной хроники

Предметы на продажу

Ключ к определению янтаря.

Катюша. Бокал и блюдце Ленинградского фарфорового завода к 50-летию Великой Победы.

Золотые часы МОСКВА. О чём молчат клейма.

Советское золото. Доверяй, но проверяй.

Череп и кости. Или «моментально в море».

Поисковый запрос не может содержать менее 4-х символов.


О системе клеймения серебра в Польше второй половины 18 века.

Автор: rev

Дата: 2016-08-14

В 1933 г. Леопард Лепши в труде, изданном в Кракове под заглавием "Золотильное ремесло в Польше", первый опубликовал ряд сведений о варшавских золотых дел мастерах. Он привёл перечень имён ювелиров и некоторые даты их деятельности, а также некоторые клейма. Между прочим, он описал в общих чертах изменения устава варшавского цеха и правительственные распоряжения, касающиеся контроля качества металла. Однако, эти сведения оказались слишком скудными, и даже во многих случаях неточными, для атрибуции предметов варшавского искусства второй половины XVIII века, которыми в большом количестве располагает Варшавский Национальный Музей.

Для точной датировки предметов этой эпохи возникла необходимость нового изучения соответствующих документов. Варшавские архивы цеха золотых дел мастеров не сохранились, поэтому исследуются все доступные материалы и магистратские книги.

Осмотр самих предметов искусства дал много сигнатур, которых не было в публикациях Лепши. Ряд поправок и уточнений в датировке внесли публикации Болеслава Сляского "Dawne ustawy cechu zlotniczego w Warszawie" Варшава 1914 г. и в газете "Dziennik Handlowy" Варшава 1789 г.

Из этих источников можно сделать следующие выводы:

1. В эпоху короля Станислава Августа до 1785 г. варшавские золотильщики пользуются именными клеймами и выбивают на изделиях знак пробы металла. Наиболее часто встречаем знак 12-й пробы серебра. Сохранились также предметы искусства без клейм, но с надписями, связанными с Варшавой, обозначающими время их возникновения.

2. В 1785 г. король Станислав Август дал привилегию варшавским золотильщикам, которая в статье XLI так определяет систему клеймения: каждый мастер обязан выбивать именной штемпель и метить пробу. На 11-й пробе именной штемпель должен быть выбит двукратно, вероятно без цифры, обозначающей достоинство металла, на высших же — один раз близ цифры 12, 13 и 14. Таковое положение продолжалось до начала 1788 г., т. е. до времени появления правительственных распоряжений об обязанности подвергать правительственному контролю качество металла.

3. Вследствие этих распоряжений от 1788 г. почти до 1794 г. рядом с именными знаками появляется только проба 12-ая, выбиваемая мастером. Ту же самую цифру повторяет Городская пробирная палата и сверх того выбивает клеймо Варшавы, на котором в 1788—1789 г. рядом с Сиреной имеется дата. Помимо этого пробирщик Монетного двора выбивает государственный герб — орел без короны и еще раз пробу; в некоторых случаях встречаются также именные знаки пробирщика.

4. После 1794 г. именной штемпель и 12 проба присутствуют без изменений, зато государственный герб и городские знаки появляются очень редко. Вообще в это время изделия метятся самим золотильщиком.

5. В эпоху Станислава Августа в Варшаве работали золотильщики, не объединённые в цех. Их изделия сохранились до нашего времени, но трудно установить их варшавское происхождение, так как они не имеют никаких знаков.

Большинство составляют еврейские золотильщики. Между прочим, их деятельность склонила государственную власть издать в 1787 и 1788 гг. распоряжения о повсеместном обязательном контроле качества благородных металлов. Эта обязанность проставлять клеймо мастера на изделиях неоднократно позволила узнать о существовании некоторых варшавских ювелиров. Так например, Лепши считал, что монограмма I.G.В. ставилась познанским золотильщиком. Однако оказалось, что она принадлежала варшавскому мастеру.

Чётко перерисованная сигнатура "SS", которую Лепши принял за "LS", сокращение имени "Лярус" принадлежит другому мастеру Симону Станецкому, который известен только из документов. Тщательно выбитое клеймо Иосифа Скальского дало возможность исправить данную Лепшим перерисовку его знака, и одновременно установить перечень работ мастера различных периодов.

Клейма варшавских ювелиров 1785-1800 г.г.
Клейма некоторых варшавских мастеров серебряного дела 1785-1800 г.г.

Заметки о золотых дел мастерстве эпохи просвещения, 1957 г. Boguslaw Kopydlowski. Muzeum Narodowe w Warszawie: Rocznik Muzeum Narodowego w Warszawie.

Просмотров: 2875

Комментарии к этой статье:

Добавить ваш комментарий:

Введите сумму чисел

2009-2016 historymania.info
коллекционирование
Исторические ревю