коллекция

ракурс

скрижаль

подшивка

клипы военной хроники

Предметы на продажу

Ключ к определению янтаря.

Катюша. Бокал и блюдце Ленинградского фарфорового завода к 50-летию Великой Победы.

Золотые часы МОСКВА. О чём молчат клейма.

Советское золото. Доверяй, но проверяй.

Череп и кости. Или «моментально в море».

Поисковый запрос не может содержать менее 4-х символов.


Чугунные цепочки для часов.

Автор: rev

Дата: 2016-04-24

О диковинных цепочках для карманных часов, которые делали русские мастера в 19-ом - начале 20-го века поведает устный сказ, записанный Е. М. Блиновой, из фольклорного сборника В.Н. Морохина "Цепочка". Диковинные цепочки, потому как сделаны не из драгоценных серебра или золота, металлов, свойства которых подходят для изготовления ювелирных изделий. А сделаны те часовые цепочки из твёрдого и хрупкого чугуна. Другую историю о чугунной цепочке, уральском умельце-литейщике Афанасии Широкове и управителе Кыштымского горного округа Карпинском рассказала С.К. Власова. Что же легло в основу преданий?

Чугунные ювелирные украшения родом из Германии. Немцы освоили передовые английские технологии художественного чугунолитейного производства в конце 18 века. Первыми в начале 19 века изготовили ювелирные украшения из чугуна на Королевском Прусском чугунолитейном заводе в Берлине и Глайвитце (Gleiwitz). Модели украшений из чугуна создавал талантливый ювелир Иоганн Конрад Гайс (Geiss). Иногда в чугунных украшениях использовали золото и жемчуг. Выпускали различные ювелирные изделия - колье и цепочки, нагрудные кресты, браслеты, броши, пряжки, заколки и диадемы, серьги, кольца, кулоны, перстни-печатки и цепочки для часов. Для украшений использовали серый чугун, повышая текучесть в железный сплав добавляли определённый процент фосфора. Готовые изделия, покрытые защитным лаком, приобретали чёрный цвет, что придавало им несколько траурный вид.

Чугунная цепочка для карманных часов с двумя брелоками, Германия, 1830-е.
Чугунная цепочка для карманных часов с двумя брелоками, Германия, 1830-е. http://imageevent.com/bluboi/ironandwirework

В моду ювелирные изделия из чугуна вошли в период наполеоновских войн. В патриотическом порыве, чтобы собрать средства на освободительную войну против Наполеона, в Пруссии аристократы обменивали фамильные золотые украшения на железные кольца и медальоны с надписью - Я ОТДАЛ ЗОЛОТО ЗА ЧУГУН. В первой половине 19 века художественные изделия из чугуна были распространены в Германии, Австрии, Словакии, Чехии, Венгрии, Польше и Словении. Известно, что ювелирные украшения из чугуна производили также частные литейные мастерские Деворанна, Лемана, Гайса. Вплоть до конца 19 века можно было встретить ювелирные изделия из чугуна, которые всё ещё продолжали выпускать. Последний всплеск производства железных украшений в Германии произошёл в годы первой мировой войны. СДАЛ ЗОЛОТО ДЛЯ ОБОРОНЫ, БЕРУ ЧУГУН ДЛЯ ЧЕСТИ, под таким девизом, как и сто лет тому назад, для поддержки германской армии, государство обменивало золотые украшения на железные.

Главный недостаток ювелирных украшений из чугуна в том, что со временем слой защитного лака стирался, они начинали ржаветь и разрушаться. Поэтому до наших дней дошли редкие экземпляры, сохранившиеся в музеях да частных коллекциях. "Берлинское железо" - общее название немецких чугунных ювелирных изделий начала 19 века. Одна из крупных коллекций находится в Меркишес Музеум, основу коллекции составили украшения первой половины 19-го столетия Королевского чугунолитейного завода в Берлине, силезского государственного в Глайвитце, с 1815 г. в Зайне (Sayn), а также частных Берлинских литейных заводов.

В России развитие чугунолитейного производства в 18 веке связано с именем шотландского инженера Чарльза (Карла) Гаскойна, находившегося последние 20 лет своей жизни на российской службе. Ему мы обязаны основанием Луганского чугунолитейного завода, и самого города Луганска. В 19 веке иностранных специалистов приглашали на работу в Россию, чтобы перенять опыт и наладить отечественное металлургическое производство и художественное литьё. Немецкие мастера привозили с собой модели для отливки художественных и ювелирных изделий, а иногда и готовые изделия для образца. По ювелирным украшениям из чугуна можно было судить о качестве литья и сплава. На рубеже 19 и 20 веков русское художественное чугунное литьё достигло расцвета. На Всемирной Парижской выставке 1900 года Россия произвела настоящий фурор. В числе других многочисленных высших наград был удостоен Гран-при и большой золотой медали чугунный павильон Кыштымского горного округа работы Каслинского завода наследников Л.И. Расторгуева, созданный по проекту архитектора Е. Е. Баумгартена. Дмитрий Иванович Менделеев, принимавший участие в организации выставки, писал: "Каслинский завод давно славится своим чугунным литьем. Видал я на выставках это литье не раз, сам купил в Екатеринбурге прекрасные образцы, но то, что увидал превзошло все мои ожидания... Искусство формовщиков и литейщиков особенно высказалось на мелких брелоках к часам и на часовой цепочке. На ней не только каждое звено формовано и отлито отдельно, так что гибкая цепь образуется рядом друг в друга продетых колец, но и по концам крючок и колечко свободно вращается в чугунном — прямо отлитом (с присыпкою угля) — охвате, без всякой обточки и опилки. Этот фокус литейного мастерства демонстрирует ловкость людей, формующих и отливающих..."1 Среди масштабных экспонатов Парижской выставки, представивших солидные технические достижения России, как бы между прочим, нашла своё место уникальная чугунная цепочка из шестидесяти круглых звеньев весом всего в 10 грамм2. Изделия тончайшей отливки, брелоки из чугуна ювелирной работы в виде различных фигурок животных, бесплатно раздавались в рекламных целях всем покупателям на выставке...

Формовщики художественного литья. Каслинский железоделательный завод. Начало 20 века.
Формовщики художественного литья. Каслинский железоделательный завод. Начало 20 века. https://www.wdl.org/ru/item/5255/#additional_subjects=Factories

Уральские заводы соперничали в мастерстве формовщиков и литейщиков, славились чугунными изделиями художественного литья, не уступающими бронзе. Однако ювелирных украшений, за исключением цепочек для часов, точно, на Каслинском чугунолитейном и железоделательном заводе, не производили. Нет спроса - нет предложения. Ведь Урал, богатый месторождениями самоцветов, славился малахитом, мастерами-камнерезами и гранильщиками, ювелирными изделиями из полудрагоценных и драгоценных камней - изумрудов, алмазов, драгоценных металлов - золота и платины. А вот в Луганске некоторое время изготавливали чугунные украшения, атрибуция которых требует дополнительных исследований, отливалось ли изделие по отечественной модели, либо имеет немецкое происхождение...

Кстати, секрет литья ажурных, тончайших ювелирных украшений из чугуна утерян, не удаётся повторить произведения начала 19 века даже при помощи современных технологий. В 1944 году чугунную цепочку для часов смогла отлить ученица Каслинского ремесленного училища Елена Самоделкина3. Цепочки для часов из чугуна второй половины 19 века из 36 звеньев весили около 20 грамм.

Чугунная цепочка для часов, Касли, 1937 г. Сергиево-Посадский музей-заповедник.
Чугунная цепочка для часов, Касли, 1937 г. Сергиево-Посадский музей-заповедник.

Фольклорные сборники, упомянутые вначале, сохранили имена мастеров Алексея и Афанасия Широковых. Одной из многочисленных династий Каслинского чугунолитейного и железоделательного завода. Именное клеймо заводского формовщика Н. Широкова встречается на художественных изделиях 1870-1880 годов. Широковы И.О. и Д.И. чеканщики Каслинского завода, участвовали в создании двух выставочных павильонов 1896 г., 1900 г. Дмитрий Ильич Широков (1872-1937) был искусным чеканщиком, а также модельщиком первой руки4...

Каталоги. Клейма на изделиях Каслинского завода. http://дк-родники.рф/fsmf/Iron_casting.htm
Список литературы о художественном литье. http://vikasli.narod.ru/liter.htm
1. Менделеев Д.И. Уральская железная промышленность в 1899 г. Собр. соч.: В 12 т. М.; Л., 1949. Т.12, ч.1. Гл.18. стр. 594-596
2. Бажов Павел - Южный Урал, № 5
3. Елфимов, Ю. Н. Каслинские мастера. Челябинск, Юж.-Урал. кн. изд., 1977, стр. 46-48
4. http://www.atoll74.ru/publ/iskusstvo_kaslinskikh_masterov/i_ruku_prilozhil_khudozhnik_the_artist_has_taken_his_hand_in/okonchatelnyj_variant/7-1-0-38
http://kac3.ru/history/
Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. http://humus.livejournal.com/3335247.html
М. П. Ермаков. Технология декоративно-прикладного искусства. Основы дизайна. Художественное литьё. Учебное пособие
Третьякова, Т. Н. Историко-культурное наследие уральского региона учеб. пособие для вузов в 2 ч. 2007

Назин С. Предметы художественного литья из чугуна, выполненные в Средней Европе в конце XVIII – начале XXI века: оригиналы (раритеты и уникумы), реплики, копии, новоделы, подделки, фальсификации и мистификации. Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2010 №9 стр. 60–83.
Cut-Steel and Berlin Iron Jewellery: Anne Clifford. 1971
Jewellery, 1789-1910: The International Era, Vol. 2 (1862-1910). Shirley Bury

Цепочка. В.Н. Морохин, Прозаические жанры русского фольклора, Москва "Высшая школа", 1983. стр. 248-249.

В давнишнее-то время подходит один раз к брату старшому Алексею управитель Кыштымских заводов Карпинский и говорит:

— Вот, гости со мной приехали... Интересуются работой... Желательно им иметь цепочку из чугуна к часам... Можешь отлить?

А брат говорит:

— Какая цепочка... Модель покажьте...

Карпинский свой сюртук распахнул. Показывает цепочку серебряную. Она через грудь у него идет.

— Такую можешь?

А сам смотрит на брата. И на гостей смотрит. Посмеивается. Видно, хотел унизить перед гостями рабочего человека.

А брат старшой глянул на цепочку и говорит:

— Погуляйте по цеху... Апосля скажу, погуляйте...

Они пошли гулять, а брат стал формовать. Пока они гуляли, брат отлил два звенышка. И молчит.

Подходят они. Карпинский опять спрашивает:

— Ну, надумал? Можешь или нет?

Брат отвечает:

— Могу... Погуляйте. Сделаю.

Покачали гости головами. Пересмеиваются. Пошли.

А брат стал отливать. Сначала, конечно, кожух набил. Потом колпак набил. Отлить не трудно. Только долго. Тут сила в формовке. Звенышки тонехонькие, как проволочка. На каждом звенышке, окромя прочего, пучик, пупырышек... Пипочка маленькая. Это, чтобы видно было, что цепочка из чугуна отлита. Конечно, чугуна на каждое звенышко идет самую малость. Капли одной много. И опять же каждое звенышко надо отливать в отдельную. И опять же вместе с теми, которые раньше отлиты. Наращивать надо цепочку. Шибко мелкая работа.

Тридцать пять звенышек отлил брат. Над барашком у него случилась задержка. Барашек — это на котором цепочка привешивается. Отлил его брат. Попробовал. Барашек должен бы крутиться на шпинечке, а этот не крутится, — приварился, значит. Другие формовщики говорят:

— Так отдай... Слесарь доделает.

А брат отвечает:

— Там, где литейщик робит, там слесарю делать нечего. Литейщик сам должен до дела довести...

И разбил отлитый барашек и другой отлил. Этот крутился.

Вот подходит Карпинский с гостями. Спрашивает:

— Ну, мастер, как действие твое?

— А так, — отвечает брат и на ладошке подносит им цепочку. Гости глянули и руками всхлопали. Ну, и работа!.. И от удивления даже пять рублей брату дали. Золотой.

А потом ушли из цеху. И какое же последствие вышло от этого для брата старшого? А никакого. Что раньше робил, то и вперед стал робить.

Власова, Серафима Константиновна, сказ Чугунная цепочка. Живинка в деле : Сказы и сказки. Челябинск, 1976. стр. 84-93.

(отрывок)

— Чугунная, говоришь? — встрепенулся Карпинский. — Этого быть не может! И принялся управитель расспрашивать Никитку. Даже вздыхать перестал, хоть и было ему отчего не спать и вздыхать. Снова и снова глодала его мысль о судьбе заводов. Хозяева, проживая за границей, требовали все новых и новых прибылей, а на заводах дела шли из рук вон плохо. Потускнела слава, обежавшая весь свет, про каслинское "соболиное" железо. Тупость и самодурство заводчиков бесили управителя, но свое положение надо было чем-то оправдать, упрочить... Вот почему встрепенулся управитель, услышав о диковинной легендарной цепочке, о которой давно в народе легенды ходили... Поспешно он поднялся из кресла и, несмотря на поздний час, велел подать одежду и закладывать лошадей. Оделся быстро, не по-стариковски, словно боялся, что может вдруг раздумать или мысль потерять. Накинул доху поверх шубы (плохо уже грела кровь старика), шапку и вышел на крыльцо. Вслед за ним семенил Никитка в своем стареньком тулупе и в большущих пимах. Понеслись кони по спящим улицам завода, а потом почти по диким, необжитым местам. Снег, скрип полозьев, хруст веток под санями, а по бокам лес стеной. Под утро сквозь кисейку снега замаячили языки огней над Каслями, и кучер осадил коней. Огромный дворец встретил хозяина широкими глазницами неосвещенных окон. А немного времени спустя Карпинский уже советовался с самонаилучшими мастерами — литейщиками завода. Разговор шел о том, чтобы отлить такое — миру на удивление.

— Значит, сделаешь, голубчик? — спросил Карпинский, оглядывая ласково статного рабочего, стоящего перед ним известного на заводе литейщика Афанасия Широкова. Не очень-то был разговорчив рабочий на заводах Урала в те поры, потому и короток был ответ Афанасия Широкова:

— Чего получится, барин. Зарок не даю — постараюсь. — И сделал. Отгуляли вьюги над Уралом, растаял на юрах и на озерах снег, зацвело все кругом, помолодело. Помолодел и Екатеринбург — один из старых городов Урала. Только не было радости обновления на обрюзгших и надутых лицах миллионщиков и заводчиков, собравшихся на свой коммерческий съезд со всею Урала. После деловых разговоров на съезде был устроен ужин. Один перед другим хвастались толстосумы, пуская пыль в глаза, когда совершали разные сделки. Хвастались кто чем. Один редчайшим самоцветом в кольце, другой брелком с секретом, кто женой — первейшей красавицей Екатеринбурга... Был на ужине и Карпинский. Еще днем удивлялись заводчики, глядя на него — управителя целого горного округа на Урале. Дескать, Карпинский — сила, а почему он так нынче бедно одет, даже золотой цепочки, да что там — золотой, даже серебряной и то на его жилете нет. Так, какая-то черненькая, вроде из шелковых ниток сплетенная. Разве это цепочка!

— Беднеют Кыштымские заводы,— съехидничал кто-то.— Вишь как управитель оделся, словно перед распродажей заводов с молотка...

— Надо подумать, давать ли кредит для Кыштымского горного округа, — подхватили другие. Но кто был поумнее, не спешил с догадками. Тут, мол, какой-то ход конем, — не знаете Карпинского? Ас ним в это время вел беседу Рязанов — самая хитрая лиса на Урале.

— Дражайший Павел Михайлович,— басил Рязанов,— откройте тайну, что это у вас за плетенка у часов? Не секрет? Она из шелка? Что это, новая мода? В ответ Карпинский улыбнулся и громко, чтобы все слыхали за столом, сказал:

— А я не думал, что эта скромная вещица станет предметом столь многих разговоров и недоумений. Хотя она, милостивый государь, для меня дороже платины, золота. Эта цепочка из чугуна!

— Не может быть! Вы шутите!.. — И насмешка в глазах Рязанова сменилась неподдельным изумлением. И пошла гулять чугунная цепочка по рукам удивленных гостей. Даже видавшие виды заводчики — и те, говорят, крякнули от восхищения, а больше того — от зависти, конечно. У перекупщика же редкостных изделий аж красные пятна пошли по шее, а губы еще тоньше стали.

Карпинский довольный воротился домой. Как думал, так и получилось. Посбивал спесь кое с кого, а главное — марку Каслинского завода поддержал. Говорят, скоро весть о чугунной цепочке обошла весь мир. Все было описано: и чьи заводы, на которых родилось это чудо, и сколько пудов железа покупает Англия в Кыштыме и в Каслях, и сколько пудов железа заказано в Касли со всего мира, даже какие были наряды на дамах во время бала, когда Карпинский показывал свое чудо, а главное, — какой успех имел Карпинский. Только кто отливал цепочку, кто свое сердце и душу в чугун вдохнул — ни одна газета и единым словом не обмолвилась. Не рассказали газеты и о том, как после разговора с Карпинским Афанасий Широков, придя, домой, к большому удивлению жены, тут же заставил ее вязать из ниток плетешок. Жена вязала, а Афанасий глядел. Не положено было в те времена жене спрашивать мужа о его делах. Но не удержалась она, уж очень странным все ей показалось, и она спросила:

— А зачем тебе это нужно, Афанасий?

— Да вот собираюсь, Маша, такой плетешок из чугуна сплести... И ведь сплел — всем на диво.

Просмотров: 1609

Комментарии к этой статье:

Добавить ваш комментарий:

Введите сумму чисел

2009-2016 historymania.info
коллекционирование
Исторические ревю