"Межигорских изделий, несмотря на почти столетнее существование фабрики, очень немного, что отчасти объясняется безжалостным отношением большинства владельцев к сохранившимся остаткам. Мне самому неоднократно приходилось видеть прелестные узорные тарелочки употребляемые как подставки для цветов, валяющиеся в буфетных под бумагой от мух, или красивые стройные вазочки доживающие свой век в шкапах или углу в то время, как все почётные места заняты вазами в стиле рококо 19 века, чванными и наглыми, как истые parvenus. (Parvenu (фр.) - люди скромного происхождения, которые быстро достигли богатства или влиятельного социального положения; нувориши; выскочки, карьеристы) И сколько искреннего удивления встречал я, когда говорил, что столь презираемая зелёненькая тарелочка несомненно более подлинное произведение искусства, ценное и редкое, чем штампуемые в миллионах экземпляров с маркой "made in Germany", столь чтимые большой публикой произведения рынка. "А мы и не знали", говорили мне с той простодушной и жестокой наивностью, с которой собравшиеся на похороны родственники узнают подчас от чужих, что умерший был замечательным человеком, а они, его родственники, ставили его в ни во что. Неудивительно поэтому, что большинство из сохранившихся ещё изделий Межигорья редко старше 30-40-х годов прошлого (19-го) века, как об этом свидетельствует самая богатая из мне известных коллекций межигорского фаянса, принадлежащая О. Г. Гансену.
Несколько слов о связанных с Межигорьем именах художников и руководителях дела. К сожалению, сведения о них более, чем ограничены, и, вероятно надолго ещё погребены в архивах Кабинета Его Величества. Согласно Закревскому*, первым мастером Межигорской фабрики был Краних, сделавший первые образцы, представленные императрице Екатерине II; упоминается затем тоже немец Вимперт. Вообще, нужно предполагать, что первые мастера выписывались из Германии, и основатели фабрики, стремясь поставить её возможно лучше, денег не жалели, о чём свидетельствует огромное по тогдашнему времени жалованье директорам по 4000 руб. в год. В последние годы существования фабрики главное управление перешло в руки русских. Так, например, 25 августа 1848 г. именным Высчайшем указом директору стеклянного завода Павлу Александровичу Языкову "повелено быть управляющим Императорскими фарфоровыми, стеклянными заводами, также Выборгскими зеркальными заводами и Киево-Межигорской фаянсовой фабрикой", но кто был его помощником в делах ближайшего управления фабрикой, об этом печатных сведений я не встречал. Что касается художников, чьи надписи имеются на изделиях Межигорской фабрики, то, кроме Степанова, встречаются ещё имена И. Иванова (I. Ivanoff f c), вероятно, гравёра Ивана Алексеевича Иванова (1780-1842), о котором упоминает Равинский, некий Wiemer E. K. (1845 г.) и E. Schwarz (1853)". (Евгений Кузьмин "Киево-Межигорская фаянсовая фабрика" 1911 г.)
"В дополнение к статье г. Кузьмина приведу те фабричные межигорские клейма, с которыми мне пришлось встретиться как при составлении своего собрания, так и в некоторых других коллекциях. В почтенном труде А. В. Селиванова „Фарфор и фаянс Poccийской империи" и в двух добавлениях к нему упомянуты пять киевских фабричных клейм, а именно:
При чем автор утверждает, что «клейма до 50-х годов ставились ввиде вдавленной в тесто надписи "Кiевъ" обыкновенно с датой: месяц и год выделки (а)». Почтенный автор безусловно прав, но при условии, чтобы понятие - "до пятидесятых годов" не переходило 1830 года, так как ранее этого времени приходится встречаться с клеймом "Кiевъ" крупными буквами без обозначения даты, как об этом свидетельствует целый ряд предметов с характерными стилистическими признаками первой четверти XIX века. Образчиком такого типа может, например, служить и упомянутая К. М. Кузьминым, тарелка из Аракчеевскаго сервиза, снабженная клеймом №1 (без даты). Время её выделки, несомненно, должно быть отнесено к периоду между 1798 годом - пожалования Грузина Аракчееву — и 1834 г., когда этотъ последний умер. Вторым по времени и переходным к третьему является клеймо № 2: оно не встречалось мне датированным позже 1839 г. Самым же обычным является клеймо №3, впрочем, до 1839 года оба эти клейма (№№ 2 и 3) встречаются порою одновременно. Затем идут три клейма в тесте "Кiевъ", "Межигорье" и "Кiевъ, Межигорье" (№№ 4, 5, 6), время которых точно установить трудно. Следующим по таблице клеймом, является дворянский герб и внизу "Кiевъ" в тесте (№ 7); клеймо это имеется у меня на нескольких, предметах, но только на одной тарелке оно так рельефно оттиснуто, что можно видеть все детали его; на прочих же оно крайне неясно. Mне кажется, г-ну Селиванову попался плохой оттиск такого именно типа и, рассмотрев притом его наоборот, автор ошибочно определил его (с), как коронку. Затем идут четыре различных клейма типа английского фаянса—со львами (№№ 8, 9, 10, 11): цвет этих клейм обыкновенно тот же, что и тарелок.
От 1858 г. до 1874 г. ставятся три клейма Н. Барского (№№ 12, 13, 14), из них № 14 встречается очень редко. Клеймо №15 можно считать видоизменением клейма №3. МесісоR (№ 16) не рискую считать Кіевомъ, хотя тарелка по характеру материала и может быть межигорской; привожу его лишь потому, что ни А. В. Селиванову, ни сборнику заграничных клейм оно неизвестно, может быть, кто либо из читателей сумеет выяснить мне его. Что касается клейм №№ 17 и 18, встречающихся на фаянсе совершенно аналогичного типа, рисунка и цвета с кіевскимъ, то таковые, мне кажется, можно приписать Широбокову, Дипедри и Борисову. Г. Селиванову известно только совместное клеймо их, у меня же имеется тарелка в тесте "Широбоковъ". Клеймо №18. Ф. Ко Д. и Б. - можно объяснить, как отделившиеся "Компаніи Дипедри и Борисова", а клеймо №17 В. Б. на том же основании можно приписать Борисову. Приводимых далее г. Селивановым клейм b и e я никогда не встречал. Встречаются еще тарелки "БЪлянкинъ, Кіевъ" с греческим бордюром, напоминающие несколько те образцы межигорского фаянса, что выделывались при Барском. Несмотря на клеймо "БЪлянкинъ, Кіевъ", тарелки эти не русского происхождения, а фабрики Staffordshire в Англии, где и выделывались по специальному заказу магазина Белянкина, от которого Барский брал их на образец". (сообщено г. Павлом Белянкиным).
О. Гансен
Таблица клейм межигорского фарфора
1798-1834 г.г.
Переходное к №3. Встречается не позднее 1839 г.
Обычное, встречается одновременно с №2 до 1839 г.
Период использования точно не установлен
Цвет клейм 8,9,10,11 обыкновенно тот же, что и тарелок
12,13,14 - три клейма Н. Барского. 1858-1874 г.г. Клеймо 14 - очень редкое
МесісоR (№ 16) не рискую считать Киевом, хотя тарелка по характеру материала и может быть межигорской; привожу его лишь потому, что ни А. В. Селиванову, ни сборнику заграничных клейм оно неизвестно
Можно отнести к Широбокову, Дипедри и Борисову. Клеймо №18. Ф. К° Д. и Б. - можно объяснить, как отделившаяеся "Компанія Дипедри и Борисова", а клеймо №17 В. Б. на том же основании можно приписать Борисову.
*"Описание Киева" соч. Николая Закревского. Москва 1868 г.
Таблицу клейм Межигорского фарфора составил Оскар-Герман Германович Гансен, крупный коллекционер Российской империи начала 20 века, его частная коллекция после революции по частям пополнила музейные фонды Украины - Национальний музей истории Украины, Национальный художественный музей Украины, Киевский музей русского искусства, Государственный музей украинского народного декоративного искусства Украины, Музей искусств имени Б. и В. Ханенко, Сумской художественный музей, Одесский музей западного и восточного искусства и др. О. Гансен в числе других ценнейших собраний российского и западноевропейского фарфора, владел крупнейшей в России коллекцией фаянса Киево-Межигорской фабрики, которая позволяла проследить всю её историю. (см. Алла Илинг. Возвращённое имя - О. Гансен: К истории частных собраний в Киеве.)
Киево-Межигорская фаянсовая фабрика основана в 1798 г. на территории бывшего Киево-Межигорского мужского монастыря. Принадлежала киевскому магистрату, с 1822 — императорскому кабинету. В 1858 г. передана в аренду частным предпринимателям. Фабрика изготовляла высокохудожественные изделия - посуду, вазы, скульптурные изделия. Продукция экспонировалась на промышенных выставках в Москве (1830), Киеве (1834), Петербурге (1849). В 1826 г. при фабрике открылась художественная школа, фабрику закрыли в 1874 г. (http://ru.wikisource.org/wiki/Страница:Geo_stat_rus_imp_3.djvu/209)
Просмотров: 8607
Комментарии к этой статье:
Комментарий добавил(а): владимир Дата: 2017-06-18
были ли предметы без клейма или не в тесте?
Добавить ваш комментарий:
2009-2016 historymania.info
коллекционирование Исторические ревю